Нажмите "Enter" для пропуска содержимого

Ремонт полипропиленовых труб: причины протечки и устранение

Характеризующие разгерметизацию системы факторы

Система отопления состоит из следующих основных элементов:

  • нагревательный котёл;
  • трубопровод;
  • радиаторы;
  • контрольно-измерительная и запорная арматура.

Все перечисленные элементы смонтированы в отопительный контур, герметичность которого зависит от целостности составных элементов и их соединений.

Выбор способа восстановления целостности системы отопления зависит от следующих факторов:

  • доступность места повреждения;
  • статус протечки (свищ, утрата герметичности резьбовым соединением и т.д.);
  • материал изготовления повреждённого элемента;
  • наличие возможности отключения системы.

По совокупности перечисленных обстоятельств и выбирается способ, как максимально эффективно заделать протечку в трубе отопления в имеющейся ситуации.

Профилактика образования течи

В целях профилактики образования течи на канализационной, водопроводной и отопительной системах следует выполнять несложные рекомендации специалистов:

  • не допускайте засорения сливного трубопровода;
  • следите, чтобы не образовывался конденсат на холодном стояке;
  • для наружного трубопровода недопустимо его перемерзание;

Каждый из предложенных способов устранения проблемы не вызывает технических сложностей. Единственным исключением можно считать неисправность металлической или пластиковой системы на стоках. В таком случае просто замазать поврежденное место не получится, для этого понадобится помощь специалистов и применение техники.

Правила выбора материала для устранения проблемы

Когда причина повреждения трубы установлена, надо искать приемлемые пути ремонта. Их существует несколько. Только большинство подходят при слабом водном давлении в контуре водопровода или системе отопления.

Самым распространенным выходом из сложной ситуации является использование промышленного хомута (стяжки). Это металлическое кольцо с толстыми стенками, прорезиненной внутренней поверхностью и скрепляющей гайкой для стяжки.

Если под рукой не оказалось такого приспособления, то подойдет любой кусок резины (например, от камеры велосипеда) и проволока либо что-то подобное.

А вот другие способы устранения течи, если дело касается систем отопления или горячего водоснабжения, вряд ли подойдут. Так, часто применяемая холодная сварка и специальные герметики не актуальны для мокрых поверхностей.

Исключаются и другие мгновенно затвердевающие композиты (эпоксидная смола, дихлорэтан), поскольку их можно использовать на сухих и отключенных водоснабжающих трассах.

Незначительную протечку в трубопроводе можно устранить собственными силами. Но это будет только временная мера. По завершению отопительного сезона рекомендуется заняться капитальным ремонтом, чтобы система больше не давала сбоя.

Как решить проблему?

Когда в трубах циркулирует под напором вода, то большинство капитальных ремонтных работ сделать не предоставляется возможным. Поэтому приходится действовать другими доступными путями, чтобы хотя бы временно приостановить течь и дождаться аварийную службу.

При помощи самореза

вариант применим исключительно при незначительных Данный вариант применим исключительно при незначительных прореха диаметром не свыше 3-4 мм.

Для закупорки отверстия нужен оцинкованный самонарезающий винт, который дополнительно снабжают пресс-шайбой.

Его просто вкручивают в дыру и закрепляют. В результате, вода перекрывается. После такого ремонта труба может продержаться до 3 лет, но лучше при первой возможности поменять лопнувший фрагмент. К тому же, саморез внутри трубопровода приводит к засорению системы.

Цементирование

Чугунные или стальные трубы подлатать легко с помощью цементирования.

Последовательность действий такая:

  1. Специальной жесткой щеткой для металла осторожно снимают слой ржавчины в районе свища. Раскрашивающийся металл также убирают, даже если это ведет к увеличению отверстия.
  2. Отрезают бинт на определенную длину и макают его в раствор цемента.
  3. Обматывают им трещину в несколько заходов, чтобы образовался некий кокон.
  4. Сверху обмазывают цементом для закрепления результата.
После завершения ремонтных работ трубе надо дать время для полного просыхания. Обычно хватает суток.

Хомут

Такое приспособление продается в магазинах, но в эПод хомутом понимается довольно простая конструкция, состоящая из металлического кольца, резиновой прокладки и стягивающего болта.

Такое приспособление продается в магазинах, но в экстренных ситуациях можно самому его быстро смастерить. Понадобится отрез пластичной резины, ножницы и металлический хомут, соответствующий диаметру трубы.

Дальнейшие действия:

  • зачищают область повреждения от ржавчины;
  • надевают хомут, а под него подсовывают резиновую прокладку;
  • муфту крепко обжимают.

Если труба сильно ржавая, хомут будет чуть ли не единственным способом завуалировать протечку. Это потому, что сварку здесь не применить.

Бинт и поваренная соль

Соль идеально подходит для заделки протечек на трубах ГВС под давлением. Пошаговая инструкция:

  1. Распределяют по бинту пищеварительную соль, как можно большим слоем.
  2. Обматывают им прореху, желательно поплотнее.
После намокания соль схватывается в корку, которая препятствует дальнейшему вытеканию воды. Способ не особо удобен в реализации, но подойдет, если ничего другого под рукой не оказалось.

Герметик

Это обусловлено тем, что такие составы предназначеИспользовать герметик (его еще называют «холодной сваркой) для устранения течи в действующих трубопроводах не продуктивно, поскольку нет гарантии решения проблемы на 100%.

Это обусловлено тем, что такие составы предназначены для работы с сухими поверхностями, а на трубах под давлением присутствует конденсат.

Но при небольшой трещине можно попытаться заклеить ее термоустойчивым герметиком. Внешне он сходен с пластилином.

Отщепляют маленький кусочек, тщательно мнут пальцами и вставляют в дырку с последующим размазыванием по сторонам. Крупные прорехи так замаскировать не выйдет, сначала потребуется вставить деревянный чоп.

Клей

Здесь понадобится стекловолокнистая ткань и клей БФ-2.

Пошаговые действия:

  • проблемный участок досконально зачищают от ржавых частиц и обезжиривают авиационным бензином (альтернативой послужит ацетон);
  • ожидают минут 15, пока поверхность высохнет;
  • отрезают от стеклоткани ленту такой ширины, чтобы она полностью перекрывала место протечки;
  • по краям наносят клеевой состав, а в центр – эпоксидную смолу;
  • прикладывают к трещине, прижимают рукой и наматывают;
  • фиксируют медной проволокой.
Заплатка будет сохнуть около суток, если батареи горячие. В летнее время, когда в помещении прохладно, на это уходит порядка пяти дней.

Провод или жгут

Способ, чем-то напоминающий тот, что с хомутом. Только вместо него берут медицинский жгут и любой металлический провод. Резиной плотно заматывают поврежденный фрагмент трубы и затягивают проводом.

Деревянный чопик

Надо из любой деревяшки быстро выстругать клинообразный колышек подходящего диаметра. Затем вколачивают его в дырку с помощью молотка.

Горячая и холодная HO ; есть ли разница в способах заделки бреши?

При горячем напоре мелкое повреждение может затянуВсе дело в разнице температуры теплоносителя. Именно данный фактор, решающий при выборе материала.

При горячем напоре мелкое повреждение может затянуться без стороннего вмешательства. Более крупные бреши легко нивелировать с помощью обычной соли и бинта.

Но при остывании воды течь возобновится. В трубе для ХВС устранить течь солью и бинтом не получится. Легче отремонтировать вышедшую из строя трубу с ГВС в летний период, когда она отключена. Тогда не приходится контролировать температурный режим в помещении во время устранения протечки.

Сущность метода холодной сварки

Идея, предложенная изобретателями такого способа соединения деталей, довольно проста. Композитный материал тщательно перемешивается, после чего запускаются сложные химические реакции, сообщающие смеси новые свойства. По прошествии времени мягкий состав затвердевает, проникает в структуру склеиваемых материалов и становится сравнимым по прочности с металлическими поверхностями.

Отличные эксплуатационные качества дают возможность использовать холодную сварку для решения широчайшего спектра бытовых задач:

  • Устранение течи в металлических и полимерных водонапорных конструкциях.
  • Герметизация трещин отопительных радиаторов.
  • Уплотнение мест повреждений металлических элементов кузова автомобиля.
  • Усиление проблемных участков трубопроводных сетей.

Материал может стать незаменимым в тех ситуациях, когда проблемный участок трубопровода оказывается в труднодоступном месте, где при всем желании не получится использовать сварочный аппарат или другое громоздкое устройство.

Профилактика повторного появления проблемы

Неполадки в отопительном контуре проще предотвратить, чем внезапно искать способы их устранения. Так что до начала отопительного сезона проверяют коммуникации путем тестирования, особо акцентируя внимание на опасных зонах.

К ним причисляют:К ним причисляют:

  • ровные пролеты;
  • резьбовые соединения и сварочные швы;
  • зона состыковки секций у радиаторов;
  • места вживления отопительного оборудования;
  • около фитингов;
  • труднодоступные участки.

Сперва все проверяют на глаз, потом – с запущенным контуром.

Ремонт трубы

А теперь рассмотрим, как устранить течь в трубе с водой, а перед этим — причины такого бедствия. Чаще всего трещине/пробою в инженерных сетях способствуют обильные накопления конденсата на трубах, а также блуждающий по конструкциям ток. Происходит все это вследствие недолжного ухода за коммуникациями. Но если недосмотр привел к поломке, то, по большому счету, причина уже не имеет значения — нужно ремонтировать, не так ли?

Готовы закатать рукава? Тогда начнем!

Хомуты

Самый простой и надежный вариант восстановления работоспособности водопровода — задействовать специальный хомут, в изобилии продающийся на строительных рынках и в магазинах сантехники. Естественно, приобрести их стоит заблаговременно, причем, запас должен быть из хомутов разных размеров, чтобы подлатать любую трубу в доме. Стоят они дешево, поэтому вы точно не обанкротитесь, покупая средства для скорой сантехнической помощи.

Хомут представляет собой прорезиненную накладку со спаренной тягой, состоящей из пары винтов. Для самостоятельного ремонта — лучше не придумать, да и профессионалы частенько пользуются этой «палочкой-выручалочкой» — чтобы «оживить» даже самые старые трубы, по крайней мере, до их полной замены.

Запасов нет, зато полным-полно разных строительных материалов? Сделайте хомут сами. Вырежьте из толстого металла полоску, а из резины — накладку. Вооружитесь» шайбами, гайками, болтами и «подлечите» трубу своими руками.

Так выглядит «рана» на трубе после надевания хомута

Саморезы

Помощник домовладельца № 1 — саморез, пригодится и для защиты от потопа. Но только в том случае, если трещина по размеру не превышает 4 мм.

Итак, как устранить течь в трубе под давлением с помощью самореза? Найдите оцинкованный, не бывший в употреблении шуруп и прессшайбу к нему (идеальный вариант — авиационная деталь, снабженная резиновой прокладкой). Закрутите саморез в трубу и забудьте на некоторое время (до 3 лет) о повреждении.

Цемент

Если пробоина маленькая — вода не бьет фонтаном, то можно попробовать трубу зацементировать. Кроме цемента, понадобится еще и бинт (обычный — медицинский).

По возможности воду следует перекрыть, иначе раствор может не застыть. Разведите в какой-то посуде цемент с водой, старательно перемешайте смесь. Бинт нарежьте кусочками по где-то по 25 см (ориентируйтесь, чтобы материала хватило дважды обернуть трубу). Пропитайте кусочки цементной смесью и один за другим намотайте на трубу. «Перевязку» сверху обильно обмажьте оставшимся раствором. На сутки оставьте «кокон» в покое, дав ему основательно высохнуть. Сверху заплатку даже можно покрасить. Какое-то время конструкция поможет вам избежать серьезного ремонта сети.

Аварийный клей

Производители предлагают готовый состав, вернее, компоненты, которые нужно смешать, чтобы получился клей для труб. На строительном языке смесь называется аварийный металополимер. В комплект входит смешанная со смолой металлическая пыль и отвердитель. Перед ремонтом трубы их нужно просто тщательно смешать, и клей готов.

Пару ложек клея, и течь устранена

В соединении, на резьбе и стыках

Если потекло резьбовое соединение металлических трубопроводов, частая причина – износ уплотнительного материала. Для герметизации используют паклю, ленту ФУМ. Начать работу следует с проверки причины потека. Иногда в места стыков из-за неравномерной механической нагрузки происходит повреждение металла, появляются микротрещины. Для таких случаев используют вышеописанные методы, лучше всего – холодную сварку аварийным клеем.

Причины возникновения протечек

В безнапорных системах аварийные ситуации возникают из-за неправильной эксплуатации, некачественного монтажа и заводского брака. Соединение, выполненное не по технологии, всегда становится причиной разгерметизации сети.

Просверлил полипропиленовую трубу в стене что дела
Просверлил полипропиленовую трубу в стене что делать

Полипропилен не трудно повредить механическим воздействием. Чаще всего протечки в безнапорной системе возникают именно из-за внешнего вмешательства. Механические воздействия негативно влияют на резиновые уплотнительные элементы, с помощью которых выполняется большинство соединений в безнапорных сетях.

В системах, находящихся под давлением, аварии возникают по следующим причинам:

  • физическое воздействие; 
  • неправильный монтаж; 
  • несоблюдение рекомендаций во время эксплуатации; 
  • повышение давления; 
  • ошибочная сборка; 
  • использование некачественных материалов.

Нередко нарушение герметичности ПП системы происходит при проведении ремонтно-строительных работ. Часто монтажники или строители просверливают трубопроводы.

Причиной аварийной ситуации также могут стать фабричные дефекты, потому что присутствуют полимерные трубы китайского производства.

ПП продукция отличается долговечностью, составляющей 50 лет. Именно такую гарантию выдают добросовестные производители сертифицированной продукции.

Преимущества клеевого соединения труб

Трубы из полимеров сваривают, склеивают или соединяют между собой механически. Первый способ самый популярный. Для сварки используют специальное оборудование и насадки, подобранные по диаметру трубопровода.

Такую работу лучше поручить профессиональным мастерам. Вариант – арендовать или купить сварочный аппарат. Это дорого, зато поможет освоить еще один полезный навык.

Метод соединения с помощью клея менее распространеМатериалы для полимерного трубопровода безопасны. Они не выделяют токсинов в атмосферу, не вступают в химические реакции, поэтому их можно смело использовать для монтажа водопроводных и канализационных систем

Метод соединения с помощью клея менее распространенный, однако не менее эффективный. Его принято называть «холодной сваркой». Клеевые швы получаются настолько же (а иногда даже более) надежными, как и сварные.

Единственный нюанс: практически все типы клеев для пластиковых труб рассчитаны на системы холодного водоснабжения и могут быстро утратить свои свойства под воздействием высоких температур.

Плюсы склеивания ПВХ-труб с помощью специальных коПолимерные трубопроводы с клеевыми соединениями остаются абсолютно гладкими изнутри. На поверхностях не появляются повреждения и шероховатости, которые в будущем могут спровоцировать появление засоров (+)

Плюсы склеивания ПВХ-труб с помощью специальных композиций:

  1. Снижение рисков возникновения протечек. При склеивании отрезков трубопровода детали соединяются на молекулярном уровне. Швы абсолютно герметичны, а начать протекать они могут начать только под воздействием высокой температуры или давления.
  2. Минимальные трудозатраты. Для склеивания труб не нужны какие-то дополнительные сложные процессы. Это простой метод, не требующий особых навыков.
  3. Быстрый и дешевый монтаж. Все операции можно выполнить своими руками. Достаточно только купить материалы и подобрать правильный клеевой состав. Не нужно искать сварочный аппарат.
  4. Малый расход энергоресурсов. Аппарат для сварки полимерных труб работает от электросети, а для склеивания деталей оборудование не требуется. Это дополнительная экономия на материалах и энергоресурсах.
  5. Универсальность. Метод подходит для соединения деталей трубопровода любого диаметра – от 6 до 400 мм. Его можно применять при монтаже водопроводной и канализационной систем.

Холодная сварка – дешевый и удобный способ монтажа трубопровода. Для его применения не нужно ничего, что способно привести к удорожанию работ: не приходится тратиться на дополнительные соединительные элементы или спецоборудование.


С учетом невысокой стоимости самих полимерных труб и клеевых составов системы трубопроводов обходятся относительно дешево, а монтируются за считанные дни

Принцип действия всех видов клея для полипропиленовых труб примерно одинаков. Составы частично растворяют полихлорвинил и прочно связывают частицы.

В композиции входят присадки, улучшающие адгезию. При склеивании растворитель быстро испаряется, а состав отвердевает, набирает прочность. В результате получается высокопрочное соединение.


Соединение с помощью клея герметично, но для большей надежности можно использовать комбинированный способ крепления труб – клеевым составом и фитингами

На рынке можно найти продукцию для создания высокопрочных соединений и зарубежных, и отечественных производителей.

Способы временного ремонта труб

Для устранения течи воды в трубе под давлением нужно учитывать материал магистрали, ее диаметр и расположение в помещении. Часто трубопровод проходит впритык к стене, что затрудняет доступ ко всей поверхности. Самая сложная ситуация – ремонт скрытой в стене магистрали.

Как устранить течь в металлической трубе

Ниже рассмотрим самый простой метод устранения трещины, образовавшейся в металлическом трубопроводе. Услуги сантехника для этого не понадобятся.

Помните, что появление трещин может вызвать обыкно

Помните, что появление трещин может вызвать обыкновенная забывчивость человека. Например, на дачном участке перед зимой не была слита вода из системы. Вода в трубах замерзнет, что вызовет в некоторых местах их разрыв.

Перейдем непосредственно к нашим действиям, а именно заделке трещины. Что же нам понадобится для работы?

  • Оцинкованный листовой металл небольшого размера.
  • Холодная сварка, например, эпоксидный клей.
  • Металлическая пластинка — хомут.
  • Ножницы по металлу, шуруповерт.
  • Посудина, в которой потребуется размешивать состав.

Ищем трещину

Произвести осмотр трубопровода на наличие трещины и сделать разметку с запасом. Если труба наполнена водой, то будут видны капли или потеки. Если она полая, то для проверки наполнить водой.

Место трещины просушить. Затем очистить от ржавого налета и слоев старой краски.

Готовим заплатку — хомут

Измерить длину трещины, добавить к ней несколько сантиметров с обеих сторон. Вырезать заплатку нужной длины из листового металла. Хомут нужно согнуть в руках, чтобы он принял дугообразную форму. Примерить, чтобы он плотно сидел на трубопроводе.

Готовим состав

Готовим состав

Подготавливаем к работе холодную сварку — разводим в отдельной посуде, если она жидковата. Или разминаем руками, если состав плотной консистенции. Жалеть клеевую смесь не стоит, но и не заливать без меры.

Устраняем трещину

Руки обезопасить защитными рукавицами. На размеченную трещину, образовавшуюся на металлическом трубопроводе, наносим состав подготовленной холодной сварки.

Сверху место протекания накрываем кусочком листового металла. Хомут максимально согнуть, приложить к трубе и зафиксировать любыми стяжками. Выдержать сутки, чтобы холодная сварка крепко схватилась, затем можно пользоваться трубопроводом по назначению.

На заметку! После застывания холодной сварки желат

На заметку! После застывания холодной сварки желательно участок обработать мелкой наждачной бумагой. Последний этап — покраска.

Во втором варианте к трещине прикладывать нужно дугообразный кусок металлической пластины, обильно смазанной клеем. Зафиксировать стяжками. С виду может такая починка выглядит и не очень эстетично, зато надежно.