Нажмите "Enter" для пропуска содержимого

Устройство ливневой канализации на автомобильной дороге

Какой бывает ливневая канализация

По своему конструктивному исполнению различают:

  • Точечные ливневки, которые представляют собой некоторое количество дождеприемников, устанавливаемые под водосточными трубами зданий и соединенными с отводной системой. Важнейшими элементами данной конструкции являются защитные решетки и пескоулавливатели.
  • Линейный тип гораздо сложнее по своей структуре. К дождеприемникам добавляется целая сеть каналов, а также главный коллектор. Могут понадобиться также придверные поддоны, которые помогают собирать воду возле ворот, дверей или калиток.

При устройстве ливневки обоих типов нужно учитывать уклон канализации, глубину залегания, вид труб и многое другое.

Что касается расположение ливневой системы относит

Что касается расположение ливневой системы относительно поверхности, то здесь существует две разновидности:

  • Наружная считается самой популярной, поскольку устанавливается вдоль дорог или тротуаров. Она предполагает наличие специальных водоотводных лотков, которые прикрыты решетками. К ее достоинствам можно отнести простоту, эстетичный внешний вид и легкую промывку от загрязнений и засоров.
  • Внутренняя система намного сложнее, для ее установки нужны особые расчеты. Потребуются значительные трудозатраты на копку и оборудование траншеи, а также укладку труб и монтирование колодцев. При правильном обустройстве такая канализация справится с любым объемом талых или сточных вод.

Расчет и проектирование

Расчет ливневой канализации — это одна из важнейших частей. СНиП содержит все необходимые формулы и значения, которые могут потребоваться. Для начала понадобится следующая информация:

  • Примерный объем стоковых дождевых и талых вод с учетом количества выпадаемых осадков;
  • Продолжительность прохождения влаги по поверхности и трубам до расчетного сечения;
  • Рельеф окружающей местности, площадь стока и другие обстоятельства.

Оптимальным вариантом считается тот, при котором максимально используется природный уклон территории, что в свою очередь позволяет сделать систему намного экономичнее.

Материалы для устройства дренажа через въезд на подворье


Выбирая, какую трубу положить в канаву, отделяющую проезжую часть дороги от подворья, в первую очередь необходимо узнать о ее возможности выдерживать существенные нагрузки. Даже если у вас имеется только легковой автотранспорт, нельзя исключать возможность появления необходимости загнать во двор «КАМАЗ», нагруженный стройматериалами. Поэтому первое правило требует выбирать трубы с максимальной жесткостью и несущей способностью.

Преимущества и недостатки

Открытый дренаж предохраняет почву от переувлажнения и помогает избежать проблем, сопряженных с повышенной влажностью. Увеличивается срок жизни строений, повышается плодородие почвы, растет урожайность культурных растений. Преимуществами устройства водоотвода в открытом грунте являются:

  • простота устройства, низкая стоимость;
  • возможность провести работы собственными силами;
  • быстрое удаление талых или дождевых вод за пределы домовой территории.

В числе недостатков можно назвать:

  • короткий срок службы;
  • непривлекательный вид;
  • необходимость частого ремонта из-за осыпания откосов и засорения узких участков.

Устройство открытых водоотводов часто применяется при обустройстве дачных участков или придомовых территорий. Это малозатратный, но результативный способ повышения комфортабельности проживания на земле. Творческий подход может превратить простую канаву в уникальную особенность ландшафта.

Порядок обустройства дренажной канавы на участке

Для обеспечения высокой эффективности системы водоотведения необходимо перед началом работ отметить, в каких местах вода накапливается в наибольшей степени. После этого размечают трассу прохождения дренажной системы через участок и приступают к работе.

Если участок имеет естественный уклон, нужно будет просто выкопать П-образную или L-образную траншею вдоль забора. Можно сформировать сеть из нескольких канав, которые будут располагаться равномерно по всей территории участка и объединяться в одну главную.

Если на участке нет склона или он очень маленький, при прокладывании дренажной системы необходимо создать искусственный уклон (по 2 см на каждый метр).

Для вывода воды за пределы участка используют дренажные трубы. Дно ямы покрывают щебнем или песком, который необходимо плотно утрамбовать. Толщина слоя дренажа должна составлять 10-15 см. Поверх его укрывают геотекстилем.

Затем помещают водосточную гофротрубу диаметром 6-11 см. В верхней части она должна иметь несколько рядов отверстий диаметром 1,5 см. Наружный ее слой должен быть гофрированным, а внутренний – гладким. Снаружи трубу оборачивают слоем геотекстиля, чтобы избежать засорения ее почвой и мусором, которые будут попадать в нее через отверстия.

Для укрепления дренажной системы траншею засыпают щебнем, гравием, битым кирпичом, керамзитом, крупным песком и другими пропускающими воду материалами. Толщина слоя должна составлять 20 см. Сверху дренажную систему укрывают почвой.

Иногда вместо дорогостоящих гофротруб для отвода воды в нужном направлении на дно канавы укладывают части разрезанных автомобильных покрышек, имеющих форму U-образного желоба. Их помещают открытой частью на примятую глину, покрывающую дно, а сверху засыпают щебнем или песком.

Важно плотно утрамбовать строительные материалы, используемые в качестве дренажа, иначе со временем под воздействием потоков воды они просядут и конструкцию придется ремонтировать.

При прокладывании дренажной системы вдоль дороги необходимо учитывать соседство с фундаментом забора. Поступающая в канаву вода не должна его подмывать. Поэтому глубину траншеи делают около 20-30 см, а для насыпного грунта – более 50 см. Если необходимо выполнить поворот на 90°, то одну из стыкующихся канав следует делать длиннее.

Дренажная система нуждается в регулярном уходе. Несколько раз в год ее нужно очищать от попавшего мусора.

Устройство и принцип работы


Глубину, ширину, наклон, геометрию, другие параметры водоотводных сооружений оптимальные для конкретного участка могут быть вычислены специалистами на основании гидравлических расчетов по расходу воды при дождевом стоке с использованием табличных значений, указанных в Пособии к СНиП 2.05.07-85, пункт 2.190.

Как избавить насыпь от размывания

Чтобы защитить насыпь от размывания, ее борта и продольные склоны укрепляются различными материалами:

  1. Для возведения бортов используют натуральный камень, белый силикатный кирпич или железобетонные плиты. С обоих боков канавы кладут кирпичные или каменные стенки. При этом концы трубы оставляют свободными. Если требуется укрепить борта бетоном, то вначале устанавливают опалубку с подпорками. Между стенками опалубки монтируют арматурный каркас, затем конструкцию заливают бетоном. Спустя неделю, после схватывания бетонной смеси, опалубку с оголовка можно снять.
  2. Вдоль канавы откосы укрепляют щебнем с проливкой цементным раствором, тщательно уплотняя каждый слой.

Наиболее простые дренажные канавы из подручных средств

Дренажные системы применялись человечеством с очень давних пор, их можно назвать одним из древнейших видов инженерных коммуникаций. Просто раньше их создавали, используя простые средства. К примеру, дренажные стоки, для того, чтобы они дольше выполняли свои функции, заполняли пучками прутьев, диаметром примерно в полтора дециметра. Эти связки в Древнем Риме называли «фашинами».

Действует это древнее изобретение просто – пучки не дают краям канавы обвалиться, и фильтруют сточные воды. Несмотря на почтенный возраст этой системы, она благополучно действует на многих дачных участках, и не только в Италии.

Засыпать фашинную дренажную канаву щебнем не стоит, когда-нибудь пучки придется менять, и раскопать песок намного легче, чем выгрести щебенку или другие камушки. Кстати, делать это, возможно, придется уже следующему поколению, такой дренаж запросто может прослужить лет пятнадцать.

Когда сооружается дренажная канава своими руками, часто применяется тот же принцип, но с использованием более современных материалов, а именно автомобильных шин. Они хоть и круглые, но если их порезать по радиусу на шесть или восемь частей, то каждый из сегментов может считаться участком открытой сверху U-образной трубы. Вот так, открытой стороной кверху, их нужно уложить на дно дренажной канавы, и они создадут условия для стока воды в нужном направлении.

Изношенные покрышки – материал практически вечный, и, что немаловажно, не требует финансовых затрат. Укладываются сегменты шин на промятую глину, а сверху засыпаются щебнем, песком, и другими подручными фильтрующе-пропускающими материалами.

Виды дождевых систем на дорогах

Существует несколько видов ливневых систем:

  • открытая. Это сеть желобов или лотков, по которым стекает дождевая вода. Открытые системы удобны для очистки и ремонта, но не обеспечивают достаточной производительности;
  • закрытая. Сточные воды перемещаются по системе подземных трубопроводов. Для очистки засоров используется система смотровых или ревизионных колодцев. Стоки сначала попадают в дождеприемники, откуда через сеть фильтрующих элементов поступают в трубы. Устройство закрытых ливневых систем сложно, любая протечка создает опасность размывания насыпи;
  • комбинированная. Это самая удобная ливневая канализация на дорогах города, чертежи которой есть на профильных ресурсах в сети. Схема состоит из открытых и закрытых участков, расположенных на удобных для этого отрезках линии водоотведения.

Выбор и расчет того или иного типа системы производится на стадии создания проекта. Основным критерием является количество стоков, пиковые нагрузки, гидрогеологическая обстановка на участке.

Способы укрепления


Укрепление канавы каменной кладкой

Водоотводная канава по конструкции – простое недолговременное сооружение. Тем не менее, не прилагая особых затрат, дрен можно превратить в украшение ландшафта усадьбы.

Неоформленные земляные стенки водоотвода размываются потоками воды, осыпаются, что приводит к засорению и ухудшению дренажных свойств канала. Данная проблема легко решается укреплением откосов. Выбор наиболее оптимального способа зависит от типа грунта и желаемого результата.

  • Желоб канала выкладывается природным камнем.
  • Вдоль края канала высаживаются декоративные кустарники или дикорастущие травы с развитой корневой системой, надежно закрепляющей откосы.
  • Укрепление стенок водоотвода трехмерной георешеткой.
  • Одерновка верхней части откоса: закрепление кусков дерна производится специальными деревянными спицами.
  • Использование геоматов, состоящих из трехслойных пластиковых решеток.
  • Применение габионов.
  • На глинистых почвах хороший результат достигается использованием геотекстиля, покрытого толстым слоем песка или щебня.
  • Для дачного участка допустим бюджетный вариант: укрепление откосов старыми листами шифера или автомобильными шинами.

Во всех случаях, укрепив боковые стены, необходимо усилить дно, создав 5-10 сантиметровую прослойку из песка, щебня, гравия, скальника или битого кирпича.

Как сделать дренаж из решеток?

Ведь производители выпускают полный ассортимент изделий для удобного монтажа ливневой и дренажной канализации. Можно просто воспользоваться уже готовыми наборами изделий, и получится не только быстро, но и красиво. А на поворотах не забываем ставить специальные пескоулавители. Они служат для осаждения на дне твердых частичек, находящихся в воде, чтобы они не забивали труднодоступные участки дренажной системы. Не забывайте их периодически вычищать, иначе песок осядет на всех возможных поверхностях, что затруднит водоток. Так как сделать дренажную канаву просто из таких комплектующих, все больше владельцев участков пользуются именно ими. Вся фабричная продукция выполняется из бетона либо пластика. Бывают лотки с отверстиями по бокам специально для сбора воды из грунта. Рекомендация: очень важно учесть нагрузку на решетки, закрывающие лотки. Если сверху будет просто вес человека, это одно, а если по решетке регулярно будут ездить грузовики – это совсем другое дело. Производители выпускают изделия различных классов стойкости, просто задайте продавцу такой вопрос. Немаловажно заранее определить, куда будет стекать вода с участка. Обычно возводят в пределах участка миниводоем, или колодец, в котором вода скапливается для последующего использования.

Какие преимущества имеет водоотводная канава

Прежде всего, такая канава призвана эффективно отводить воду от участка. Тем самым можно будет предотвратить такие неприятные явления, как:

  • затопление участка и его заболачивание, образование луж на местности;
  • гниение деревянных конструкций и корней растений;
  • угнетение роста растительных посадок на территории;
  • появление грибков и плесени на стенах сооружений;
  • ухудшение здоровья из-за пребывания в условиях повышенной влажности;
  • скопление грязи на участке.

Осадки и растаявшие снега наносят немалый вред хозяйственной деятельности, увеличивают избыток влаги в почве, что может испортить ландшафтный дизайн, привести к гибели садовых растений и разрушить фундамент здания.

К тому же, рытье канавы, как правило, не предполагает привлечения специализированной тяжелой строительной техники. Буквально каждому собственнику по силам взять самую обычную штыковую лопату и самостоятельно вырыть канаву. Водоотводная канава – это еще и самых дешевый и эффективный метод дренажа. Она не потребует практически никаких денежных затрат.

Нужен ли колодец или коллектор?

Использование коллектора или колодца актуально, если:

  • Сходятся 2 и более потоков дождевой воды;
  • Необходимо радикально изменить высоту залегания, а также направления, наклона трубопровода;
  • Нужно перейти на большие объемы труб;
  • При необходимости очистки стоков перед их сбросом в водоем.

Диаметр коллектора определяется проектировщиком, исходя из данных, относящихся к конкретному участку. Чем больше сечение колодца – чем больше интервал при размещении резервуаров. Например, при баках с диаметром до 150 мм расстояние между объектами составляет 30-35 м, до 200 мм – 40-50 м и так далее.

Литература

  • Малая горная энциклопедия. В 3 т. = Мала гірнича енциклопедія / (На укр. яз.). Под ред. В. С. Белецкого. — Донецк: Донбасс, 2004. — ISBN 966-7804-14-3.

Как только страница обновилась в Википедии она обновляется в Вики 2. Обычно почти сразу, изредка в течении часа.

Точечный водоотвод, дождеприемники

НаименованиеРазмеры, ммКласс нагрузки EN 1433Розница ₽
Пластиковые кубические дождеприемники 300х300 мм и 400 х 400 мм
«Дождеприемник пластиковый усиленный (в сборе с перегородками и корзиной) в комплекте с пластиковой решеткой»300х300х300C1500
«Дождеприемник пластиковый усиленный (в сборе с перегородками и корзиной)»300х300х300C1000
«Дождеприемник-пескоуловитель пластиковый (в сборе со стальн.корзиной) в комплекте со чугунной ячеистой решеткой»400х400х400C4300
Решетки для кубических дождеприемников 300х300 мм
Крышка пластиковая280х280х23А500
«Решетка пластиковая цвета: черный / серый»280x280x23А400
Решетка стальная штампованная280x280x20А500
Решетка стальная ячеичтая280x280x23В900
Решетка чугунная щелевая280x280x23С800
Решетка чугунная ячеистая280x280x22С850
«Решетка чугунная щелевая «»снежинка»»»280x280x4,6С700
«Решетка чугунная щелевая оцинкованная «280x280x24С1100
«Решетка чугунная щелевая «»снежинка»» оцинкованная»280x280x24С1100
Аксессуары для кубических дождеприемников 300х300 мм
Перегородка-сифон250х242100
Корзина мусоросборная245х155х155150

Материалы исполнения и виды

На трубы, проложенные в канаве, оказывает давление вес земли. Даже если поверху них залит бетонный мост, то он только перераспределяет эту нагрузку, но не может полностью устранить ее. Поэтому для скрытой прокладки необходимы трубы, обладающие достаточным уровнем кольцевой жесткости.

Кроме того, на них негативно воздействуют грунтовые, дождевые или талые воды, цикличность зимнего промерзания. А значит, материал исполнения подобных изделий должен быть стойким к коррозии и способным выдерживать низкие температуры.

Для таких работ подходят следующие виды труб:

  • Металлические.
  • Бетонные.
  • Железобетонные.
  • Из пластика.

Металлические

Стальная труба для прокладки в канаву может быть разного диаметра и длины, но обязательно толстостенная и хорошего качества.

Металлические изделия с такими характеристиками, несмотря на вероятность появления коррозии, прослужат не менее 30-40 лет. Однако из-за большого веса металлических труб при их монтаже потребуется грузоподъемная техника.

Бетонные

Бетонные трубы кладут в канаву чаще других, поскольку они обладают большой пропускной способностью.

Бетон отлично сопротивляется воздействию агрессивных сред, выдерживает значительные нагрузки и служит в течение долгого срока. Однако из-за большого веса подобных конструкций их самостоятельный монтаж вряд ли осуществим.

Железобетонные

Изготавливаются на заводах ЖБИ методом вибропрессования из тяжелого или мелкозернистого бетона, армируются арматурными каркасами из стальных стержней классов А-1 и А-III.

Железобетонные изделия обеспечивают свободное транспортирование сточных вод, подходят для любых климатических условий. Длина отрезков составляет от 6 до 10 м.

Среди ж/б трубы по несущей способности различают 5 групп с допустимой высотой засыпки грунтом не более 2, 4, 6, 8 и 10 м. Для укладки в канаву можно взять трубу 1 группы.

Она способна выдержать давление слоя грунта высотой до 2 м. Для большинства регионов нашей страны, где промерзание грунта не более 1,5 м, этого будет достаточно. У изделий 2 группы несущая способность выше.

Их можно класть на глубину до 4 м. Однако такие конструкции достаточно хрупкие, поэтому должны укладываться на песчаную подушку и защищаться от весовых нагрузок слоем песка сверху.

Пластиковые

Для подземной прокладки выпускаются гофрированные пластиковые трубы, которые намного легче и дешевле других аналогов. Их пропускной способности и кольцевой жесткости достаточно для размещения в канаве.

Они не ржавеют, долговечны и просты в монтаже. Их также нужно положить на песчаную подушку с прослойкой из геотекстиля, а сверху засыпать песком и щебнем.

Устройство ливневой канализации на дороге

Грунтовые воды, скапливаясь в верхних слоях земли при низких температурах замерзают, расширяются и повреждают дорожное полотно. Они являются серьезным разрушающим фактором. В образовавшиеся трещины со временем попадает дополнительная влага, которая просачивается в почву, ускоряя процесс разрушения.

Большое скопление воды на дорогах часто становится причиной дорожно-транспортных происшествий, так как нарушается сцепление колёс с дорожным покрытием, и транспортное средство становится неуправляемым (эффект аквапланирования). В условиях плотного городского трафика это особенно опасно, так как создает угрозу жизни для водителей и пешеходов.

Вся система ливневой канализации устанавливается на обочине дороги или под дорожным полотном. Она включает специальные желоба и прикромочные лотки.

Для обеспечения более эффективного оттока воды дорожное покрытие укладывается с уклоном (односторонним или двухсторонним) к обочине. В случае, если эта дорога с односторонним движением, используется односторонний уклон. На многополосной магистрали проектируют уклон в обе стороны, за счет чего вода по желобам уходит к ливневым решеткам. По прикромочным лоткам стоки направляются к местам сброса.

При необходимости проектируется специальный уклон. На автодорогах с большим количеством полос в центре устанавливаются приемные лотки, соединенные с прикромочными желобами с помощью труб, через которые уходят избытки воды.

Методы отвода воды с дорог одинаковы. Существуют различия в элементах конструкции:

  • по типу: подземные трубы или лотки;
  • по основанию: единичные детали, подложка из бетона или уплотнение грунта;
  • по количеству полос: односторонние, двусторонние или дополнительная в центре.

При проектировании дороги для установки максимально эффективного водоотвода важно учитывать:

  • климат местности, а именно: среднее количество осадков за год и их интенсивность;
  • самый большой объем стоков. Эта единица рассчитывается на основе наблюдений за несколько лет с добавлением запаса на непредвиденные обстоятельства;
  • продолжительность теплого сезона, количества садков в зимнее время, вероятность весенних паводков и так далее.

Если есть большая вероятность весенних паводков, то укладка закрытых водоотводов нецелесообразна, так как они выйдут из строя очень быстро. Работы по очистке и реконструкции трудоемки и требуют больших вложений.

Водоотводные канавы являются важнейшим элементом всей системы. Чертежи для них готовят во время проектирования дороги. Учитывая климатические условия, подбирают метод усиления откосов и лотков:

  • применение бетонных элементов;
  • бетонные составные плиты;
  • усиление щебнем или насаждение многолетних растений.

Во время проектирования составляется чертеж с указанием профиля дорожного полотна и варианта используемого приемного элемента. На данный момент существует несколько стандартных проверенных и опробованных схем, которые использовались при строительстве дорог в различных климатических условиях. Если ливневая система устанавливается в местности с особым климатом, где наблюдаются существенные отличия в теплые и холодные сезоны, то необходима разработка специальной схемы для обеспечения бесперебойной работы водоотводов.

Лучшим конструкционным материалом, с помощью которого можно эффективно укрепить лотки ливневой канализации считается песчаный асфальтобетон. Это искусственный строительный материал, который, в отличие от сборных асфальтных блоков, менее подвержен действию воды. После её оттока он не разрушается и не покрывается трещинами, что особенно актуально в регионах с частыми паводками. Но, к сожалению, этот надежный материал достаточно дорогой, что не дает возможности использовать его в крупных масштабах. Поэтому он применяется только на самых важных участках скоростных автомагистралей или городских трасс.

Нормативные требования


Строительными правилами определены безопасные расстояния от канав до заборов и жилых строений. Для предотвращения размыва основания фундамента удаление должно составлять не менее 30 см от здания. Стенки дрена необходимо тщательно уплотнять, чтобы избежать просачивание воды.

ПНДПВД ДВУХСЛОЙНЫЕ ТРУБЫ ДЛЯ ЛИВНЕВОЙ КАНАЛИЗАЦИИ НАСХОРН

НаименованиеРазмеры, ммЕдиница измеренияРозница ₽
ПНД/ПВД трубы двухслойные, синие Класс SN6 до 6 метров∅63 (50 м.п.)м.п.65
∅90 (50 м.п.)м.п.100
∅110 (50 м.п.)м.п.110
∅160 (50 м.п.)м.п.160
∅200 (40 м.п.)м.п.250
ПНД/ПВД трубы двухслойные, красные Класс SN6 до 6 метров∅63 (50 м.п.)м.п.65
∅90 (50 м.п.)м.п.100
∅110 (50 м.п.)м.п.110
∅160 (50 м.п.)м.п.160
∅200 (40 м.п.)м.п.250

Установление полосы отвода

Правила установления полос отвода закреплены в Постановлении Правительства РФ от 12.10.2006 N 611 «О порядке установления и использования полос отвода и охранных зон железных дорог». Установление полос отвода отдано на откуп так называемым «заинтересованными организациями». К ним Постановление относит владельцев и строителей ж/д путей и объектов, расположенных в непосредственной близости к ним. Они должны провести кадастровые работы для образования земельного участка, а также поставить его на кадастровый учёт. Эти процедуры подробно описаны в Федеральном законе от 13.07.2015 N 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости».

Проводим первоначальное наблюдение

Перед тем как приступить к работе, надо провести кое-какие наблюдения. Во время дождя или таяния снега надо посмотреть за движением воды во дворе, откуда она наиболее стекает и в каком месте собирается. Эти каналы можно даже разметить палочками или другими предметами — именно здесь и надо будет копать дренажные траншеи. Кроме того, надо выбрать место, куда в конечном итоге дождевая или талая вода будет уходить из двора. Это может быть овраг или никем не заселенный участок земли. Идеальным вариантом будет отвод воды в ливневую канализацию, если таковая имеется.

Вернуться к оглавлению