Нажмите "Enter" для пропуска содержимого

Варианты подшивки свеса крыши своими руками

Какие материалы потребуются?

Металлические софиты

   Место монтажа: нижняя плоскость кровельных свес

Место монтажа: нижняя плоскость кровельных свесов.

   Внешний вид: софиты Lбрус® представляют собой п    Внешний вид: софиты Lбрус® представляют собой п

Внешний вид: софиты Lбрус® представляют собой перфорированные панели из оцинкованной тонколистовой стали толщиной 0,45-0,5 мм с полимерным покрытием. В ассортименте ООО «Компания Металл Профиль Восток» также представлены софиты Lбрус® XL.

В роли сплошного софита без перфорации может выступать сайдинг Lбрус® XL (доступен только в ассортименте ООО «Компания Металл Профиль Восток») либо Lбрус®.

Вы можете использовать только перфорированный софит Lбрус® либо комбинировать его со сплошным, чередуя панели. Так вы обеспечите полноценную вентиляцию подкровельного пространства.

Размеры:

  • у сплошных и перфорированных софитов Lбрус® высота профиля ― 15 мм, габаритная ширина панели ― 264 мм, полезная ― 240 мм. Длина панели может варьироваться от 0,5 до 6 м;
  • у сплошных и перфорированных софитов Lбрус® XL высота профиля ― 14 мм, габаритная ширина панели ― 360 мм, полезная ― 335 мм. Длина панели ― от 0,5 до 6 м.

Функции: софит защищает подкровельное пространство от влаги, пыли и мелкой живности (птиц, насекомых), а также обеспечивает кровле эстетичный завершённый вид.

Планка Jпрофиль

Место монтажа: планку монтируют на деревянную направляющую вдоль стены. Установить J-профиль необходимо ДО монтажа софитов.

Внешний вид: как следует из названия, очертания планки напоминают букву «J».

Размеры: длина планки ― 2000 мм, 3000 мм. Ширина боковых сторон ― 24х18 мм.

Функции: этот элемент необходим для фиксации софитов ― их вставляют в паз на планке. Также J-профиль обеспечивает эстетичный вид в местах примыкания софитов к стене (или в месте стыка панелей софита на углах свесов, если J-профиль используют в качестве соединительной планки).

Планка карнизного свеса (простая)

   Место монтажа: лобовая доска карнизного и фронт

Место монтажа: лобовая доска карнизного и фронтонного свесов (поэтому планку иначе называют лобовой). Планку устанавливают ПОСЛЕ монтажа софитов.

Крепление планки осуществляют в нижнюю (узкую) и в верхнюю часть с помощью саморезов 4,2х16 мм либо заклёпок 3,2х8 мм. Место крепления открыто, поэтому головки крепёжных элементов желательно выбрать в цвет планки.

Внешний вид: очертания простой планки карнизного свеса напоминают перевёрнутую букву «Г».

Размеры: длина планки — 2000 мм, 3000 мм. Ширина боковых сторон — 180х50, 200х30 и 250х30 мм.

Функции: планка карнизного свеса (простая) необходима для эстетичного и функционального оформления внешней части фронтонного или карнизного свесов — места стыка лобовой доски и подшивки. Этот элемент выполняет защитную и декоративную функции:

  • защищает деревянную подконструкцию по периметру кровли от намокания;
  • обеспечивает завершённый эстетичный вид кровле.

Планка карнизного свеса (сложная)

   Место монтажа: лобовая доска карнизного и фронт

Место монтажа: лобовая доска карнизного и фронтонного свесов. Планку устанавливают ДО монтажа софитов.

Внешний вид: визуально похожа на перевёрнутую английскую букву «F» с разъёмом для фиксации софитов. Этот же разъём служит для фиксации планки — в него вкручивают саморезы 4,2х16 мм. Цвет головок саморезов не имеет значения: после монтажа подшивки место крепления будет скрыто.

Размеры: длина сложной планки карнизного свеса — 2000 мм, 3000 мм. Ширина боковых сторон — 185х50, 200х30, 250х50 мм.

Функции: выполняет те же функции, что и простая планка карнизного свеса. Отличается размерами, внешним видом и способом монтажа.

Планки стыковочные (сложная и универсальная)

Место монтажа: стыки кромок софитов на углах кровельных свесов.

Размеры: сложная планка ― 75х3000 мм, универсальная ― 50х18х3000 мм.

Функции: декоративные. С помощью стыковочных планок можно эстетично оформить места соединения софитов ― кромки стыкующихся панелей и места крепления саморезов будут скрыты.

Из чего сделать лобную доску при подшивке свесов крыши

Закрепляемая гвоздями на выступающих торцах стропил лобовая доска усиливает жесткость и прочность кровельных конструкций, удерживает водосточные желоба (необязательно) и планки подшивки карнизов, защищая последние от осадков и ветра.

При отсутствии возможности покупки специальных элементов (лобовая доска входит в комплектацию черепичных крыш) ее изготавливают из водостойких и выдерживающих частные перепады температуры и влажности пород древесины – лиственницы, ангарской сосны тика или прошедшего термическую обработку ясеня. Стандартная ширина таких досок зависит от высоты стропил и варьируется в пределах 180-250 мм при толщине от 20 до 30 мм.

С учетом низких весовых нагрузок к лобовой доске не выдвигаются жесткие требования по толщине или прочности. Исключение делают для элементов с держателями водосточных систем, но даже в таких случаях их толщина не превышает 30 мм. Длина отдельных элементов не нормируется и подбирается исходя из габаритов кровли и удобства монтажа.

Но в плане выдержки влажностных и атмосферных воздействий ситуация обратная – лобовую доску защищают от них с помощью олифы, ЛКМ, широких и гладких металлических планок с полимерным покрытием или пластиковых ламелей. Зашиваемая доска обязательно пропитывается антисептиками и антипиренами.

Совет! В целях экономии можно использовать для лобовой доски сосну, но при этом хорошо ее прокрасить. Совет! Если решили торцы закрыть листовым металлом, то используйте только толстый качественный материал, в противном случае он точно пойдет волной. Лучше все же отказаться от лобовой планки из листового металла.

Установка софитов

Эти детали помогают обустроить вентиляционную систему. Их делают из металла, пластика или дерева. Особенностью софитов является перфорация (вентиляционная решетка), через которую воздух попадает в подкровельное пространство. По оставленному отверстию он проникает внутрь и способствует испарению влаги. Решетка на софитах препятствует проникновению под крышу крупных насекомых. Например, туда не попадут осы, которые могли бы свить на чердаке гнездо.

Размер свесов

В СНиП есть указания для расчета размера свеса. Его длина должна составлять 40-60 см. Иногда допускаются отклонения. Они зависят от архитектурного стиля крыши. Например, в альпийском шале длина свеса может составить 1,5 м. В доме стиля хай-тек свесы могут быть почти незаметными. Расчет длины проводится на этапе проектирования.

Для подшивки свеса нет строгих указаний. Но длина доски, вагонки или сайдинга должна соответствовать длине свеса. Толщина доски должна быть не меньше 20 мм. Есть рекомендации для вагонки, сайдинга и софитов. Толщина металлических софитов может составлять 0,3-0,6 мм, виниловых – 1-1,2 мм. Это касается и ширины материала – производители выпускают панели в диапазоне 30-80 см, выбирать нужно по конкретной ситуации.

Какие материалы используют

Для этих работ можно выбрать металлические листы – оцинкованные или с полимерным защитным покрытием, а также виниловый сайдинг. Для формирования короба используют доску. Обустройство вентиляционной системы требует подбора софитов.

Как выбрать материал

Подшивка карниза крыши нужна не только для защиты, но и для эстетики. Поэтому при выборе материала учитывают:

  • архитектурный стиль здания: для дома в эстетике хай-тек с односкатной крышей использование деревянных панелей неуместно;
  • стиль ландшафтного дизайна;
  • климатические особенности региона – для районов с сильным ветром нужны более прочные материалы;
  • технология монтажа – если подшивку свесов хозяин выполняет самостоятельно, лучше выбирать самый простой вариант;
  • срок службы материала.

Производители выпускают материалы с разными техническими характеристиками, поэтому при выборе нужно почитать документацию.

Доска и ее свойства

Для подшивки карнизов крыши можно использовать доску. Это недорогой материал, с которым несложно работать. Распилить доску можно с помощью ножовки, закрепить – с применением саморезов. Нужно только обработать ее антисептиком, чтобы на ее поверхности не появилась плесень.

При монтаже доски нужно оставлять небольшие компенсационные зазоры, потому что при перепадах от жары к холоду дерево может сжиматься (и наоборот).

Вагонка и ее особенности

Для подшивки свесов можно использовать вагонку. Этот материал по своим свойствам похож на доску. Отличается вагонка степенью обработки и шириной. Для отделки свеса крыши нужна вагонка толщиной 2-5 мм. Слишком толстый материал будет оказывать большую нагрузку. Вагонка должна быть хорошо просушена. Ее тоже предварительно обрабатывают антисептиком. Можно покрыть ее лаком для дополнительной защиты от  влаги.

Фанера и ее особенности

Для отделки свесов можно использовать только влагостойкую фанеру. Этот материал выпускают в виде листов, которые нужно закрепить на каркасе из брусьев. Фанера прочный материал и служит долго. Она легкая, поэтому не требует дополнительного усиления конструкции. Но при использовании фанеры нужно покупать вентиляционные решетки. И для нее сложно подобрать красивую отделку.

ПВХсайдинг для отделки свесов

Этот материал чаше используют для фасадной отделки. Но он подойдет и для подшивки свесов. Нужно купить полный комплект – не только сам виниловый сайдинг, но и планки для отделки кромок, уголки и вентиляционные решетки. Для фронтонного свеса этот материал не подходит из-за более низкой жесткости. Преимуществом сайдинга является большой выбор расцветок. Но есть риск, что со временем цвет немного поблекнет под ярким солнцем.

Профлист для подшивки свесов

Это металлический лист, который производят из стального сплава. Благодаря оцинковке он приобретает устойчивость к коррозии. Сверху на него наносят полимерное цветное покрытие, которое дает ему дополнительную защиту от влаги и других воздействий. Для работы с профлистом придется использовать специальные инструменты. Для распила понадобится циркулярная пила по металлу. Закрепляют профлист саморезами, но для этого нужно сначала просверлить дрелью отверстия.

Три варианта отделочных материалов

В действительности таких вариантов гораздо больше, мы взяли лишь самые ходовые, плюс даже в популярных направлениях есть свои различия по моделям и видам.

Вариант : деревянные свесы

До недавнего времени древесина была самым распространенным материалом. Красота натурального дерева бесспорна и монтируется обшивка довольно легко. Единственным минусом можно считать необходимость хорошей пропитки древесины. В линейке представлены вагонка, а также подшивная и обрезная доска.

Красота натурального дерева вызывает восхищение.

Красота натурального дерева вызывает восхищение.

ИллюстрацииРекомендации
Вагонка.

Главным достоинством таких планок считается удобное соединение шип-паз. С одного торца здесь находится шип, а с другого паз. Таким образом, карниз, отделанный деревянной вагонкой, будет без щелей и зазоров.

Подшивная доска.

Такая доска имеет своеобразную форму, торцы у нее скошены под углом, что позволяет обустраивать поверхность без видимых щелей.

В карнизных свесах подшивная доска хороша тем, что между планками можно оставлять небольшие вентиляционные зазоры которых не будет видно.

Обрезная доска.

Это самый простой вариант. Обрезную доску можно набить плашмя с небольшими вентиляционными зазорами между планками, но это будет не очень красиво.

Или зашить карниз елочкой, как на фото слева, правда в этом варианте придется оставлять специальные щели для вентиляции.

Вариант : софиты или сайдинг для карнизов

Облицовка карнизов сайдингом сейчас бьет все рекорды популярности. Если быть точным, то карнизный сайдинг принято именовать софитами. От обычного сайдинга такие планки отличаются наличием вентиляционных сеток или решеток. В остальном, как материал, так и монтаж софитов аналогичны обустройству сайдинга.

ИллюстрацииРекомендации
Медный софит.

Медный софит при правильном монтаже простоит дольше, чем сама крыша. Медь не нужно ничем красить или пропитывать, она и так хороша. Проблема только в том, что медные софиты очень дорогие.

Алюминий.

Алюминиевые софиты такие же долговечные, как и медные. Плюс эти планки окрашиваются порошковым способом, а значит, цвет можно подобрать под любой фасад. Правда, цена алюминиевых софитов не намного ниже, чем медных.

Оцинкованная сталь.

Цена здесь средняя, плюс оцинкованные софиты также окрашиваются и если их не царапать, то будут стоять долго.

Пластик.

Виниловые софиты можно назвать оптимальным вариантом. Они легкие, не боятся влаги и самые доступные по стоимости. Главное, не брать дешевые модели, так как они со временем изменяют цвет.

Вариант : профлист

Отделка профлистом ненамного отличается от облицовки свесов софитами, они даже визуально похожи. Более того, профлист делается из того же оцинкованного и окрашенного металла, что и стальные софиты. Только габариты этих листов намного больше и на них нет вентиляционных сеточек. Их придется обустраивать отдельно.

Профлист довольно привлекателен, но на свесах прид

Профлист довольно привлекателен, но на свесах придется отдельно монтировать вентиляционные окна.

Подшивка свесов пластиковыми софитами, плюсы и минусы

Готовые пластиковые софиты представлены частично или полностью перфорированными и сплошными панелями с разнообразными размерами и дизайном. Эта группа ценится за легкость, стойкость к коррозии, температурным перепадам, влаге и гниению. В регионах с повышенными осадками подшивка из пластика считается оптимальной и прослужит дольше остальных разновидностей.

Эксплуатационных недостатков у пластиковых софитов немного: при сильном дожде или ветре они могут издавать шумные звуки, участки, освещенные прямым солнечными лучами, желтеют или меняют цвет. УФ-стойкость и гибкость панелей зависит от вида используемого пластика: бюджетные ПВХ-разновидности являются более хрупкими и быстрее выгорают на солнце в сравнении с дорогостоящими софитами из акрила.

К учитываемым особенностям софитов этой группы также относят потребность в специальных планках с J-профилем для удержания панелей, запрет на жесткую фиксацию и пробивку пластика гвоздями. Пластиковые софиты заводского качества не рекомендуется подрезать (хотя в целом эти работы возможны) из-за рисков повреждения замковых систем, размеры изделий подбираются с учетом ширины карниза или фронтонов и необходимости заложения небольшого (в пределах 1-2 мм, не более) зазора для компенсации температурных расширений.

Совет! Отличным решением может стать использование металлических софитов, они дороже, но при этом лишены недостатков.

Пластиковые софиты

Пластиковые софиты

Виды софитов

Для подшивки свесов используют софиты. Эти детали похожи на сайдинг, но отличаются наличием вентиляционной решетки. Софиты могут иметь разную конструкцию. Производители выпускают комбинированные детали —  сплошные по краям и с решеткой (перфорацией) в центральной части.

Софиты делают из дерева, винила или стали:

  1. Пластиковые софиты – легкие, прочные, надежны, выдерживают удары и сильный ветер, что важно для кровли. Они не подвержены гниению и пожаробезопасны. Хорошо сочетаются с ПВХ-сайдингом.
  2. Металлические софиты делают из стального сплава, оцинковка защищает их от коррозии. Сверху их покрывают слоем полимера. Это может быть полиэстер, пластизол или пурал. Полиэстер долго сохраняет свой цвет, пластизол хорошо выдерживает деформации и удары, пурал – устойчив к ультрафиолетовым лучам, к жаре и холоду.
  3. Деревянные софиты служат долго, но только в том случае, если их обрабатывают антисептиком.

Чаще всего для подшивки свесов используют пластиковые или металлические софиты. Для их установки покупают соответствующие профили. Их устанавливают по периметру крыши со стороны фронтонов.

Софиты отличаются надежной конструкцией замка. Поэтому, если сравнивать их с обычным сайдингом, они служат дольше и выдерживают большую нагрузку.

Способы подшивки

Подшивка карниза крыши проводится с учетом особенностей кровли и здания. Для этого используются разные способы – по стропилам, по обрешетке, в горизонтальной плоскости.

Подшивка по стропилам

Это простой способ, который подходит для кровли с

Это простой способ, который подходит для кровли с небольшим углом скатов – до 30 градусов. Для этой работы необязательно приглашать мастера, сделать можно самостоятельно. Алгоритм действий:

  1. Нужно сделать дополнительную обрешетку из брусков или досок.
  2. Прикрутить обрешетку к стропилам так, чтобы она была расположена параллельно стене.
  3. Подшить свесы с использованием выбранного материала.

При проведении работ нужно следить за тем, чтобы подшив свесов был ровным. Для проверки используется веревка, натянутая между углами свесов.

Горизонтальная подшивка

Этот способ подходит для крутых скатов с углом бол

Этот способ подходит для крутых скатов с углом больше 30 градусов. С точки зрения конструкции такая подшивка напоминает короб, который прикрепляют к карнизу. Для окаймления используют доски, чтобы внутрь не попадала влага. Если ширина свеса больше 45 см, то нужно его усилить дополнительными балками, которые укладывают внутри короба. Это особенно важно для тех районов, где часто бывают сильные ветры. И подшивка по стропилам, и горизонтальный способ подходят только для карнизных свесов крыши. Для фронтонов используют другую технологию.

Полезные советы от профессионалов

Профессиональные строители дают некоторые рекомендации относительно того, как произвести подшивку свесов максимально быстро, легко и с хорошим результатом:

  • Обязательно согласуйте материал, которым обшиваете свесы, с окружающей обстановкой. Обращайте внимание не только на цену сырья и простоту работы с ним, но и на его уместность.
  • Если вы не уверены в том, что проведете монтаж правильно, обратитесь к более опытному в этих делах знакомому или в специализированную фирму. Конечно, ничего сильно страшного не случится, если вы подошьете свесы крыши неправильно, однако вы потеряете время и деньги.
  • Проводите работы лучше в теплый период – с апреля по октябрь. Тогда материалы не сожмутся так сильно и вам не придется делать поправки еще и на сжатие. То же касается сильной жары: в этот период лучше воздержаться от строительных работ.
  • Обязательно заранее решите, где именно будут находиться водостоки. Не делайте вентиляцию поблизости от этого места, иначе влага может проникнуть в вентиляционные зазоры и привести к порче кровельных слоев. Оптимальным решением будет обустройство внутреннего водоотвода. Хотя он сложнее в воплощении, в процессе эксплуатации такой водоотвод намного проще.

Подшивка свесов – шаг не необходимый, но желательный. Помните о технике безопасности, приступая к работам.

Несколько секретов подшивки свесов кровли смотрите ниже в видео.